Сегодня в Узбекистане существует множество служб доставки. Пандемия, карантинные ограничения и переход на удаленку способствовали росту онлайн-сервисов и, в частности, доставки продуктов и еды.

До самоизоляции многие люди относились к онлайн-покупкам скептично и предпочитали все приобретать офлайн.

Локдаун, можно сказать, вынудил потребителей сделать свой выбор в пользу доставки, но несмотря на это, после смягчения мер, они не решаются возвращаться к прежнему режиму покупок.

Как отмечают специалисты сферы, Узбекистан — это обширный рынок, где активно развиваются технологии, и население все больше начинает пользоваться разными сервисами.

После снятия ограничительных мер количество онлайн-заказов снизилось, но динамика продаж в этом сегменте остается положительной.

В целом, в прошлом году во время усиления карантина, службы доставки еды и продуктов пережили непростые времена, потому что, как и многие другие, оказались не готовы к изменению спроса. Но теперь ситуация изменилась — они настроены на перемены.

О том, продолжится ли рост доставки в 2022 году, как можно улучшить рынок, поделятся специалисты:


Зохид Улмасбаев,

соучредитель LeBazar.

Каким был 2021 год

В этом году из-за высокого темпа развития онлайн-продаж и соответственно увеличения нагрузки на логистику основной проблемой стала нехватка сборщиков и курьеров.

Помимо этого, перебои с электричеством оказали сильное влияние на работу системы, так как все процессы связаны с использованием персональных компьютеров и мобильных телефонов, которые на постоянной основе взаимодействуют с серверами.

Ситуация с карантином вынудила огромную массу людей начать делать покупки онлайн, в этом году объемы продаж нисколько не уменьшились, не только у нас, но и во всей индустрии.

В нашем случае, заказы стали поступать реже, но на более крупную сумму. Думаю, это связано с тем, что пользователи научились планировать свои покупки и меньше делать спонтанные заказы в случае отсутствия каких-то продуктов.

В целом сегодня количество конкурентов на рынке растет, Узбекистан привлекает немало новых игроков, как местных, так и зарубежных.

В какой-то мере это даже нам помогло, так как теперь не только мы обучаем покупателя делать покупки онлайн.

Наличие выбора стимулирует всех игроков работать над улучшением сервиса для удержания и привлечения покупателя.

В стратегии на этот год был намечен ряд глобальных задач. Так, к примеру, расширение в регионы — мы заявили о себе в таких крупных городах страны, как Бухара, Самарканд, Андижан, Фергана и Коканд. Планируем открытие в Намангане и Навои.

В целом, в текущем году нашим сервисом воспользовались 150 тыс. пользователей из 65 стран мира. Планируем в 2022 году увеличить этот показатель в пять раз.

Это результат взаимодействия и софинансирования со стороны проекта USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды. В рамках этого проекта мы смогли привлечь ряд международных экспертов для оптимизации работы компании.

Проект USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды — это пятилетний проект, нацеленный на повышение конкурентоспособности ведущих отраслей экономики стран Центральной Азии.

В его задачи входит создание и улучшение рабочих мест, привлечение инвестиций и увеличение продаж, особенно повышение экспортного потенциала и расширение экспортных рынков.

Мы очень благодарны USAID’s FGI, EBRD и VISA за помощь в развитии бизнеса.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Еще для удобства покупателей мы внедрили несколько видов сервиса:

  • сервис на основе подписки — теперь покупатели могут экономить до 45% на доставке, покупая ваучеры на 1, 3 и 6 месяцев. Это в значительной мере увеличило лояльность к компании;
  • система холдирования платежей — в период карантина поступало огромное количество просьб не зачислять остатки денег после формирования заказа в виде баллов. По этой причине, совместно с Payme и Ravnaq-bank мы внедрили систему холдирования платежей.

Раньше мы снимали средства с карты в момент заказа, а при отсутствии товаров возвращали деньги клиента в виде баллов на их счет в LeBazar.

Сейчас мы резервируем средства на карте покупателя и снимаем точную сумму при прохождении заказа через кассу, с учетом всех изменений, происходимых во время сборки заказа.

Кроме этого, пандемия и колоссальное увеличение продаж показали насколько важно иметь слаженную работу всех подразделений компании, что заставило нас пересмотреть все бизнес-процессы и внедрить систему мотивации сотрудников.

Также при поддержке ЕБРР пригласили консультантов по оптимизации работы сотрудников, ускорению бизнес-процессов внутри компании.

Рынок для зарубежных игроков

Сегодня конкуренция на рынке ритейла растет и все больше зарубежных игроков интересуются Узбекистаном.

Некоторые из них на постоянной основе наблюдают за рынком и время от времени приезжают изучить его устройство.

Кроме этого, сейчас Узбекистан привлекателен для многих международных игроков не только в сфере онлайн-продаж. Их вход на рынок однозначно будет иметь положительное влияние.

Прямые международные инвестиции в эту индустрию не только увеличат количество рабочих мест и выплат в бюджет, но также за счет привлеченного международного опыта могут внедрить новые технологии контроля по качеству работы и управления бизнесом.

Это огромное преимущество для экономики, так как все разработки, которые успешно работают за рубежом, будут внедряться и у нас.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Прогнозы

Я считаю, что онлайн-бизнес будет набирать большие обороты. В этом плане Узбекистану еще есть куда расти.

Из-за низкой скорости интернета и отсутствия качественных сервисов, онлайн-бизнес в стране играл незначительную роль. Теперь все меняется.

Проникновение смартфонов и, соответственно, количество пользователей интернетом стремительно растет.

Начало деятельности таких сетей, как Havas, Baraka Market, Carrefour и Magnum Cash&Carry, увеличит продажи в Modern Retail, что напрямую повлияет на увеличение продаж в интернете.

Новым игрокам сейчас придется потратить раз в 5 больше средств для привлечения покупателей, чем нам в свое время.

Правительство уделяет особое внимание развитию электронной коммерции и IT-бизнеса. Появление и активная работа бизнес-инкубаторов и технопарков, предоставление льгот и привилегий будет способствовать дальнейшему продвижению данного направления.

У нас имеется огромная база данных о том, как ведет себя покупатель, что, как и с какой периодичностью делает покупки. Поэтому, в этом году мы планируем больше уделять внимания нашим продуктам и желаниям потребителей.

Кроме этого, намерены внедрить искусственный интеллект и машинное обучение. Это поможет покупателю быстрее и качественнее отовариваться, а также получать удовольствие от этого процесса и отдавать предпочтение онлайн-покупкам.


Акмаль Пайзиев,

основатель Newmax Technologies (MyTaxi, Express 24, Workly, MaxTrack и другие).

2021 год был очень насыщенным.

В этом году мы продолжали расти и работать над сервисом, чтобы он был удобным для наших пользователей.

Мы запустили новый проект Express Dookon, который бесплатно доставляет продукты питания за 15 минут.

Для этого, мы открыли две точки, которые обслуживают заказы в радиусе трех километров.

Первое время мы охватим центр Ташкента, затем перейдем в другие районы столицы. По этому проекту мы уже смогли достичь 85% нашей цели и каждый день получаем много положительных отзывов в свой адрес.

Еще мы продолжаем расширяться в регионы. Так, к примеру, Express 24 вышел в Коканд.

Пандемия, при всем своем негативе, сыграла позитивную роль в нашей жизни. Например, связанный с ней кризис ускорил развитие IT минимум на пять-шесть лет, вследствие чего в этом году мы сильно ощутили спрос на программистов, аналитиков и технических специалистов. Нам было нелегко находить новых людей для поддержания роста.

Если раньше скорость доставки не считалась самым важным критерием сервиса, то сейчас все игроки рынка начали фокусироваться именно на этом.

Кроме того, на рынке начали появляться новые игроки, включая зарубежных. Появление похожих сфер доставки будет способствовать развитию рынка, еще полностью ненасыщенного на сегодня.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Прогнозы

Думаю, в следующем году в связи с появлением интересных игроков в сфере электронной коммерции, различные виды доставки будут расти быстрыми темпами.

Так, к примеру, в стране возможно начнут активно использовать постаматы, главная функция которого заключается в автоматической выдаче получателю посылки в любое время, без участия курьера или другого сотрудника.

В связи с тем, что потребитель начал перераспределять свои расходы в пользу вкусной и качественной еды, выросли статьи расходов на продукты и еду. Теперь поводов выходить из дома стало меньше.

В целом в 2022 году рост в сфере сохранится — это касается всех сервисов доставки. Ожидается появление новых международных игроков, а это в свою очередь усилит конкуренцию, что является стимулом развития рынка.

В выигрыше будут те, кто станет еще мобильнее и начнет развивать собственные технологии, формировать отличную команду, и держать скорость развития.