Дефицит графита может негативно отразиться на мировом производстве электромобилей, пишет Deutsche Welle.

Графит — кристаллическая форма углерода, используется в том числе в литий-ионных аккумуляторах. Соответственно, рост мирового автопрома, активно переориентирующегося на электрокары, подстегнул спрос на минерал.

По данным BloombergNEF, глобальные обязательства по нулевому углеродному следу, приведут к пятикратному росту спроса на аноды к 2030 году. Нынешние темпы производства графита вряд ли смогут его удовлетворить.

«Только в этом году мир может столкнуться с дефицитом в 85 тысяч тонн минерала при ожидаемых продажах электромобилей в 10 миллионов единиц», — говорит аналитик Benchmark Mineral Intelligence Джордж Миллер.

Согласно ежемесячному индексу цен Rystad Energy, цены на графитовые хлопья в Китае в начале февраля составили $760 за тонну, что на 11,8% больше, чем в январе, и на 38,2% больше, чем год назад.

Причина в том, что китайские власти решили нормировать электроэнергию для энергоёмких отраслей на фоне запрета на экспорт угля из Индонезии, торговой войны с Австралией и резким ростом внутреннего спроса после пандемии.

Образовавшийся дефицит, вероятно, некоторое время будет поддерживать рост цен на графит, что ещё больше повысит стоимость аккумуляторов, которые уже находятся под давлением высоких цен на литий и кобальт.

Это плохие новости для автопроизводителей, которые стремятся снизить стоимость аккумуляторов, составляющих сейчас около 20% — 40% от цены электромобиля, в попытке достичь паритета цен с бензиновыми и дизельными авто.

Синтетический графит — не выход

В настоящее время производители аккумуляторов используют в своих анодах смесь природного и синтетического графита в различных соотношениях. Синтетический графит более стабильный, имеет низкий уровень примесей, его характеристики легко контролировать.

Но производство синтетического графита — более дорогостоящий и энергоемкий процесс, требующий температуры до 3 000 градусов по Цельсию. Его производство в Китае сильно затруднено также тем, что большая часть электроэнергии там вырабатывается из сильно загрязняющего окружающую среду угля.

В итоге искусственный графит более уязвим для резкого роста цен на энергию и нормирования мощности. Эксперты говорят, что производство синтетического графита в Китае также может пострадать из-за обещания страны стать углеродно-нейтральным к 2060 году.

Американские планы

Сокращение поставок графита побуждает, в частности, американских производителей аккумуляторов и электромобилей активнее покупать минерал за пределами Китая, стремясь сократить свою зависимость от азиатской страны и сократить цепочку поставок.

Tesla, которая в декабре просила правительство отменить пошлины на китайский графит, заявляя, что в других местах этого минерала просто недостаточно, подписала соглашение о поставках графитового анодного материала с австралийской Syrah Resources.

Завод Vidalia компании Syrah, который будет перерабатывать графит, добытый в Мозамбике, станет первым в США производителем графитовых анодов.

Канадский разработчик Nouveau Monde Graphite также планирует построить завод по производству анодов для аккумуляторов недалеко от Монреаля в Канаде.

Электромобили в Узбекистане

По данным Госкомстата, в январе в Узбекистан ввезли 122 электромобиля суммарной стоимостью $3,1 млн. Почти весь импорт пришелся на Китай — 119 авто. За 2021 год в страну завезли 809 электромобилей на $16,9 млн, почти 90% также пришлось на Китай. Больше всего импортировали в июле — 164 машины, затем спрос на время сократился, а с ноября снова начал расти.

Импортируемый в страну электротранспорт освобождается от уплаты таможенной пошлины, акцизного налога и автотранспортных сборов.

В минувшем ноябре ГУБДД с учётом мировой практики начало выдавать для электромобилей специальные «зелёные» номера. Предполагается, что в будущем они дадут преимущества при въезде в центральные части городов, а также льготы при регистрации и техосмотре.

Вместе с тем развивается и необходимая инфраструктура. Одни компании занимаются этим в рамках своего профиля (Tok Bor, Megawatt Motors), другие — в качестве дополнительной услуги (Makro).

Постепенно налаживается и собственное производство электромобилей: в Асаке, Бухаре, Коканде, Фергане. В последнем случае уже выпущена тестовая партия, в текущем году планируется запуск серийного производства. Ферганский завод будет выпускать до 10 тысяч машин ежегодно.

В феврале стало известно, что «Узавтосаноат» будет сотрудничать с крупнейшим китайским производителем электромобилей — компанией BYD. Экономист Отабек Бакиров, в свою очередь, даёт скептическую оценку этим планам.

Ранее Spot писал, что президент поручил разработать программу развития местной отрасли электромобилей.