Spot совместно с аудитором, совладелецем бухгалтерской компании Yaran Consulting Евгенией Сон продолжает серию публикаций, посвященных запуску и развитию бизнеса.

Вот о чем мы уже писали:

В этой статье Евгения рассказала, какие ошибки наиболее часто совершают предприниматели при расчете себестоимости.


евгения сон, себестоимость

Евгения Сон,

аудитор, совладелец бухгалтерской компании Yaran Consulting.

Для чего нужен расчет себестоимости

Себестоимость — один из основных финансовых показателей компании. Это совокупность всех затрат для производства товара или услуг.

Для чего вообще руководителю нужен расчет себестоимости?

  • Для ценообразования. Чтобы установить цену на продукт или услугу компании ориентируются на цены других продавцов на рынке, на ценность для покупателя и на себестоимость;

  • Для расчета финансового результата. Чтобы посчитать в прибыли компания или в убытке, необходимо понимание, сколько она заработала и сколько потратила;

  • Для планирования. Планируя объем производства и продаж, нужно понимать сколько компания заработает, сколько нужно привлечь денег для запуска.

Многие предприниматели, особенно начинающие, допускают пять основных ошибок при расчете себестоимости.

1. Не учитывают личные расходы

Эта ситуация типична в случаях, когда руководитель и собственник бизнеса — одно лицо. В этом случае размывается граница личных и бизнес расходов.

Например, руководитель привез сырье со склада поставщика, не посчитал и не возместил себе расходы за амортизацию автомобиля и расходы на бензин. Рыночная стоимость такой доставки 150 тыс. сумов.

Расходы должны быть обязательно включены в себестоимость, чтобы она была объективной, покрывала все расходы и приносила прибыль.

2. Не ведется учет всех расходов

Многие руководители утверждают, что держат все цифры в голове и поэтому не ведут записи. Но это не так: часть расходов забывается, считается приблизительно или вообще не учитывается при расчетах.

Наверное, с каждым так бывало: покупаешь продукты в магазине думая, что общая сумма будет меньше, чем та, которую в итоге узнаешь на кассе.

3. В себестоимость включаются только прямые расходы

Часто в себестоимость включаются расходы, которые непосредственно связаны с производством продукции или услуги. А непроизводственные расходы не принимаются в расчет.

Например, для производства блокнота прямыми затратами будет бумага, ленточка для закладки, клей. Непроизводственные расходы: реклама блокнотов, зарплата директора и бухгалтера.

Если принимать в расчет только прямые расходы, создается иллюзия, что себестоимость товара очень низкая и, соответственно, можно конкурировать по ценам, продавать с минимальной наценкой.

4. Неправильное распределение непроизводственных расходов

Если у вас несколько видов продукции или услуг нужно объективно распределить непроизводственные расходы, то есть найти базу распределения.

Базой распределения непроизводственных расходов может быть количество часов, стоимость сырья, вес продукта — все, что будет объективно по отношению ко всем видам продукции или услуг.

Например, для производства блокнотов базой распределения расходов может быть количество страниц или вес, себестоимость сырья каждого блокнота.

5. Посчитать один раз и забыть

Расчет себестоимости — это постоянный процесс: меняются технологии, сырье, уровень экспертности персонала, расширяется ассортимент и ваше понимание бизнес-процессов.

Периодически проводите расчеты «с нуля», чтобы быть объективнее, посмотреть по-новому.