7 августа в компании-операторе аэропортов Узбекистана Uzbekistan Airports сменился председатель правления. Общее собрание акционеров приняло решение расторгнуть трудовой договор с Рано Джураевой. На посту руководителя компании был утвержден Жавлонбек Умарходжаев.

Spot разобрался, что изменилось в деятельности Uzbekistan Airports при руководстве Рано Джураевой на протяжении последних 2,5 лет.

Кто такая Рано Джураева

Ранохон Фрунзевна Джураева родилась 7 марта 1957 года. Она имеет несколько высших образований: первое высшее образование в Московском авиационном институте им. Орджоникидзе (1980), а второе — во Всероссийской академии внешней торговли (1995).

После получения второго диплома она в течение 10 лет управляла структурами московского аэропорта Домодедово по приглашению Дмитрия Каменщика.

На момент прихода Джураевой московский аэропорт обслуживал всего 2 млн пассажиров в год. Когда в 2005 году Джураева уходила из Домодедово, годовой пассажиропоток воздушной гавани достиг 14 млн человек.

С 2005 по 2007 годы Джураева руководила девелоперским холдингом Coalco миллиардера Василия Анисимова. С ним Джураева познакомилась, когда урегулировала территориальные споры с владельцами прилегающих к аэропорту земель, — крупнейшим лендлордом Домодедовского района был как раз Анисимов.

Далее Джураева работала над созданием «Базэл Аэро» — авиационного дивизиона холдинга «Базовый элемент», принадлежавшего Олегу Дерипаске. Под её началом были аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика, а также авиакомпания «Авиалинии Кубани». В частности, Джураева написала стратегию развития «Базэл Аэро», связанную с подготовкой к Олимпийский играм и развитием туризма на юге страны.

Uzbekistan Airports до Рано Джураевой

В ноябре 2018 года президент Шавкат Мирзиёев подписал указ «О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан».

В документе отмечалось, что устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себе функции государственного регулирования и коммерческой деятельности, не позволяет внедрить на предприятиях отрасли современную систему менеджмента, обеспечить их финансовую устойчивость и рентабельность.

Чрезмерная монополизация гражданских авиаперевозок, в том числе эксплуатации наземной инфраструктуры, привела к значительным отставаниям от мирового уровня оказания услуг в данной сфере, а также нерентабельности отдельных аэропортов страны.

Так, в рамках реорганизации «Узбекистон хаво йуллари» были созданы три новые компании — в частности, компания-оператор местных аэропортов Uzbekistan Airports. Она должна была отвечать за аэропорты, включая разработку и реализацию стратегий долгосрочного их развития, поддержание высокого уровня обслуживания пассажиров авиаперевозчиков в аэропортах, создание для них всех необходимых комфортных условий и другое.

Uzbekistan Airports была создана 15 августа 2019 года по указу главы государства. В октябре компанию возглавил Ровшан Исмаилов, который руководил ей вплоть до назначения на эту должность Рано Джураевой.

Тот год Uzbekistan Airports закончила с убытком в размере 4,3 млрд сумов. Кроме того, в октябре того же года компания успела выпустить свои первые акции, в декабре утвердили устав, а исполнительную структуру — уже в январе 2020 года.

14 октября 2020 года на собрании руководителю Uzbekistan Airports Ровшану Исмаилову поручили принять меры по возмещению полученных компанией в 2019 году убытков. Однако 2020 год выдался тяжелым ввиду пандемии COVID-19, из-за которой наиболее пострадавшим от карантина компаниям Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports предоставили отсрочку по кредитам на $122 млн и налоговые льготы более чем на 60 млрд сумов. За тот год компания так и не опубликовала финансовый отчет.

Приход в Uzbekistan Airports

Рано Джураева стала председателем правления Uzbekistan Airports в феврале 2021 года, заменив на этом посту Ровшана Исмаилова.

Уже в апреле Uzbekistan Airports провела первую публичную реформу после смены руководства, снизив сборы и тарифы на обслуживание воздушных судов в среднем на 27%. Изменение коснулось иностранных авиакомпаний, совершающих регулярные пассажирские рейсы в Узбекистан. Рано Джураева объяснила свое решение обеспечением конкурентоспособности отечественных аэропортов и стимулированием развития туризма и деловой активности.

Через несколько месяцев тарифы для иностранных авиакомпаний были повторно снижены в среднем на 15% с целью привлечения новых рейсов зарубежных авиакомпаний.

Также Рано Джураева презентовала президенту Шавкату Мирзиёеву план трансформации Uzbekistan Airports.

uzbekistan airports, аэропорты, рано джураева

Так, 11 аэропортов, работающих самостоятельно, предлагалось объединить под единым руководством. Кроме того, для повышения финансовой устойчивости планировалось снизить затраты с 32 до 15%, оптимизировать закупки, снизить аэропортовый сбор на 27%, в том числе до 50% в рамках паломнического туризма.

В результате Uzbekistan Airports стала управляющим всех аэропортов Узбекистана, что позволило проводить во всех аэропортах единую политику и развивать их в рамках единой стратегии.

В июне компания начала пересматривать все договора и предлагать предпринимателям сотрудничество в сфере оказания неавиационных услуг: общественное питание, вендинг, аптека, упаковка и хранение багажа, реализация товаров народного промысла и национальной гастрономии, ювелирных изделий, а также товаров тревел-направления. Через месяц Uzbekistan Airports объявила первых победителей слотов, а по другим был открыт второй этап.

В сентябре завершили первый этап реконструкции международного аэропорта Ташкента. В рамках этого была отремонтирована правая сторона зала вылета, благодаря чему пропускная способность возросла в два раза — до 1,2 тыс. пассажиров в час.

Тогда же Uzbekistan Airports подписала соглашение с Air Marakanda, предусматривающее модернизацию и управление международным аэропортом Самарканда на основе государственно-частного партнерства. В следующем году аэропорт Самарканда был передали под управление Air Marakanda, которая намеревалась повысить годовую пропускную способность воздушной гавани с 480 тыс. человек до 2 млн.

uzbekistan airports, аэропорты, рано джураева

В конце октября в составе Uzbekistan Airports была создана дочерняя хендлинговая компания Uzbekistan Airports Нandling.

Она должна была предоставлять услуги по регистрации, доставке и посадке пассажиров на борт, обработке и доставке багажа, наземному обслуживанию воздушных судов, загрузке питания на борт, а также услуги аэровокзального комплекса — комната матери и ребенка, медпункт и справочная служба.

В ноябре компания создала дочернего регионального авиаперевозчика Silk Avia, который в будущем планировалось приватизировать.

В итоге Uzbekistan Airports завершила 2021 год с прибылью в размере 103,8 млн сумов, хотя расходы все еще заметно превышали доходы от основной деятельности.

Трансформация Uzbekistan Airports

В 2022 году Рано Джураева продолжила реформировать деятельность Uzbekistan Airports как внешне, так и внутренне.

В частности были произведены следующие изменения:

  • запустили видеотрансляцию работы багажного отделения в международном аэропорту Ташкента. Хэндлинговая компания Uzbekistan Airports планировала сократить ожидание багажа до 20 минут;
  • передали автостоянки возле Ташкентского аэропорта на баланс Uzbekistan Airports для их автоматизации. Это было сделано для оплаты парковки без человеческого участия;
  • закупили 1000 брендированных тележек у немецкой компании Wanzl. Также планировалось приобрести новые тележки и для региональных аэропортов;
  • началась реконструкция привокзальной площади возле аэропорта Ташкента. Перепланировка проводилась для удобства встречающих и провожающих, а также для решения вопроса с такси;
  • выставлены на торги девять площадок в столичном аэропорту под коммерческую деятельность. В частности, магазины электроники, книг, ювелирных изделий, гастрономических сувениров, а также кафе, стойка такси и пункт продажи SIM-карт.

Также Uzbekistan Airports приобрела долю в Central Asia Megastar, управляющего магазинами беспошлинной торговли (duty free), став таким образом совладельцем компании.

По итогам первого полугодия компания отчиталась о росте прибыли более чем в 4 тысячи раз, до 276,87 млрд сумов, а выручка составила 513,75 млрд сумов.

Кроме того, в прошлом году стартовал второй этап реконструкции терминала «Ташкент-2» в столичной воздушной гавани. В рамках ремонтных работ общая площадь терминала вылета планировали увеличить с 44 тыс. до 74,3 тыс. кв. м за счет строительства и расширения залов регистрации, ожидания, выдачи багажа и сектора пограничного контроля. В результате пропускная способность аэропорта должна была вырасти до 2,4 тыс. пассажиров в час-пик.

uzbekistan airports, аэропорты, рано джураева

Более того, в рамках реконструкции автостоянок Uzbekistan Airports закупила парковочное оборудование, позволяющее осуществлять въезд/выезд и прием платежей без участия персонала. Также, был определен победитель по лоту «Организация службы такси» в аэропорту Ташкента, которым стала компания BOBUR DIYOR. В связи с этим, въезд нелегальному такси на территорию аэропорта был полностью запрещен.

Осенью Uzbekistan Airports запустила обновлённое онлайн-табло рейсов, в тестовом режиме заработал Telegram-бот с расписанием авиарейсов, а через Telegram-бот начался прием платежей за услуги — в частности за Fast Track, позволяющая быстрее пройти регистрацию, таможенный и паспортный контроль.

За девять месяцев выручка Uzbekistan Airports составила 882,3 млрд сумов, из которых 368,5 млрд сумов пришлось на третий квартал. Чистая прибыль выросла да 316,1 млрд сумов — рост в 3106 раз.

В январе в связи с аномальными холодами Uzbekistan Airports начала пускать встречающих в здание терминалов. Рано Джураева отмечала, что разрабатывается проект увеличения здания за счет выдвижения вперед фасада, где можно будет создать нормальные условия для встречающих.

В феврале 2023 года Джураева поделилась планами по строительству зон для встречающих во всех аэропортах Узбекистана. По ее словам, создание условий для встречающих было в планах компании на протяжении последних нескольких лет, но реализация упиралась в нехватку инвестиций.

К тому же, 17 февраля состоялось открытие новой части терминала площадью 2640 кв. м. На новой территории открылся магазин Duty Free и торговый павильон «Арт-Базар» с магазинами хунармандов, национальной гастрономии, гаджетов и международных сим-карт, ювелирных изделий, детского питания, сладостей, аптека и кафе-бар.

uzbekistan airports, аэропорты, рано джураева

В 2022 году Uzbekistan Airports удалось привлечь 28 новых авиакомпаний и расширить маршрутную сеть до 73 направлений. Также, доходы по сравнению с 2021 годом выросли на 44%, а экспортная выручка увеличилась сразу на 35%. Налоговые платежи в бюджет составили 560,7 млрд сумов.

В 2023 году в аэропорты Узбекистана планировалось привлечь 20 новых иностранных авиакомпаний. Рост доходов прогнозировался по итогам нынешнего года на 32% и экспортной выручки на 8%, а налоговые платежи составят более 590 млрд сумов.

Кроме того, Рано Джураева сообщила, что в 2023 году объём грузоперевозок в местных аэропортах вырастет на 19% и достигнет отметки в 95,3 тыс. тонн. Для этого Uzbekistan Airports заключила договор на консалтинг по управлению с компанией из ОАЭ, которая призвана помочь внедрить новые технологии и привлечь дополнительные объёмы грузовых перевозок.

Еще в стерильной зоне аэропорта Ташкента готовитсяк открытию первый капсульный отель на 27 номеров в воздушных гаванях Узбекистана. Здесь пассажиры смогут останавливаться на несколько часов во время пересадки, не покидая транзитную зону аэропорта.

uzbekistan airports, аэропорты, рано джураева

В мае Uzbekistan Airports согласовал с ЕБРР выделение кредита на 28 млн евро на модернизацию оборудования в воздушных гаванях Узбекистана. За счёт этих средств оператор аэропортов предполагал закупить 76 единиц техники.

В июле Uzbekistan Airports сообщила о намерении по допуску дополнительных служб такси в аэропорт Ташкента. Эти действия последовали после протеста со стороны Комитета по развитию конкуренции, который назвал единое такси в столичном аэропорту нарушающим закон о конкуренции.

В первом полугодии общий пассажиропоток в местных аэропортов увеличился на 35%, до 4,7 млн человек. До конца ожидается прибытие еще 4,5 млн пассажиров.

В частности, пассажиропоток в столичном аэропорту вырос на 40%, до 3 млн человек. Во втором полугодии планируется обслужить 4 млн пассажиров.

Количество авиакомпаний, совершающих рейсы в местные аэропорты, увеличилось до 59, среди которых 7 компаний-резидентов. За шесть месяцев число рейсов возросло на 30%, достигнув 800 в неделю.

При этом совокупная прибыль Uzbekistan Airports увеличилась за полгода на 30%, а объем налоговых отчислений — на 47%.

К сегодняшнему дню подготовлены и переданы на утверждение в Минэконфин концепция и технико-экономическое обоснование (ТЭО) для модернизации двух аэропортов — в Бухаре и Ургенче. На стадии разработки находится концепция и ТЭО для аэропорта Намангана, а также ведется активная работа над проектом аэропорта Ташкента совместно с консультантами сингапурского аэропорта Чанги.