Минэкономразвития и сокращения бедности разработало проект постановления президента по поддержке отрасли электромобилей. На это обратили внимание в «Норме».

Цель документа — ускорить процесс перехода к зелёной экономике и стимулировать спрос на электромобили в стране.

Проект содержит в себе стратегию и программу развития производства электромобилей в Узбекистане до 2030 года, а также «Дорожную карту» по организации производства электромобилей, их комплектующих и запчастей. Как писал Spot, Шавкат Мирзиёев поручил разработать эти документы на совещании 14 февраля.

Согласно проекту, к 2030 году долю электромобилей в общем объёме местного авторынка планируется довести до 15%. Для этого предусматривается создание полного цикла производства электромобилей и комплектующих на базе имеющихся природных ресурсов — лития, графита и меди.

Чтобы стимулировать покупку и использование электромобилей и электробусов (категорий M1, М2, М3, N1, N2, N3) до мая 2030 года предлагается:

  • освободить от земельного налога участки с зарядными станциями для минимум двух электромобилей и парковочные места вокруг каждого из них;
  • при расчёте налога на прибыль вычитать расходы компаний на создание зарядных станций;
  • освободить от таможенных пошлин (кроме таможенных сборов) импортные зарядные станции, их комплектующие и технологическое оборудование сервисной инфраструктуры.

Граждан и компании могут до 2027 года освободить от уплаты утилизационного сбора при импорте электромобилей с датой изготовления не более года и регистрации в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения».

Также планируют создать Фонд развития зеленой экономики, куда предположительно будет зачисляться:

  • 0,2% от стоимости новых транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (за исключением гибридных авто) при их госрегистрации ГУБДД МВД и 0,5% от их стоимости при перерегистрации;
  • 2 БРВ (540 тыс. сумов) за владение транспортным средством с ДВС объёмом 2 литра и более, уплаченные при техосмотре;
  • спецнадбавка — 15 сумов за каждый литр при реализации бензина и дизтоплива в розничной сети и 100 сумов за каждый кубометр в точках продажи сжиженного и сжатого газа и др.

Обсуждение проекта завершится 9 апреля.

Электромобили в Узбекистане

По данным Госкомстата, за прошлый год в страну завезли 809 электромобилей на $16,9 млн, почти 90% пришлось на Китай. Больше всего импортировали в июле — 164 машины, затем спрос на время сократился, а с ноября снова начал расти. В январе в Узбекистан ввезли 122 электромобиля суммарной стоимостью $3,1 млн. Почти весь импорт также пришелся на Китай — 119 авто.

Импортируемый в страну электротранспорт освобождается от уплаты таможенной пошлины, акцизного налога и автотранспортных сборов.

В минувшем ноябре ГУБДД с учётом мировой практики начало выдавать для электромобилей специальные «зелёные» номера. Предполагается, что в будущем они дадут преимущества при въезде в центральные части городов, а также льготы при регистрации и техосмотре.

Вместе с тем развивается и необходимая инфраструктура. Одни компании занимаются этим в рамках своего профиля (Tok Bor, Megawatt Motors), другие — в качестве дополнительной услуги (Makro).

Постепенно налаживается и собственное производство электромобилей: в Асаке, Бухаре, Коканде, Фергане. В последнем случае уже выпущена тестовая партия, в текущем году планируется запуск серийного производства. Ферганский завод будет выпускать до 10 тысяч машин ежегодно.

В феврале стало известно, что «Узавтосаноат» будет сотрудничать с крупнейшим китайским производителем электромобилей — компанией BYD. Экономист Отабек Бакиров, в свою очередь, даёт скептическую оценку этим планам.

Ранее Spot писал, что глобальное производство электромобилей под угрозой из-за дефицита графита.