Spot продолжает подводить итоги года.

Не успел бизнес полностью восстановиться после коронавируса как грянул новый кризис — война в Украине и все вытекающие из этого последствия, в виде санкций в отношении России — одного из главных торговых партнеров Узбекистана, и как следствие — дополнительные сложности в ведении бизнеса для узбекистанских предпринимателей, вплоть до попадания под вторичные санкции США.

Несмотря на все сложности иностранные компании продолжили интересоваться Узбекистаном. На локальный рынок вышло несколько десятков мировых компаний, из которых мы выбрали наиболее значимые по нашей версии.

О том, кто вышел на рынок Узбекистана в 2017 году можно почитать здесь, в 2018 году — здесь, в 2019 году — здесь, в 2020 году — здесь, в 2021 году — здесь.


bi1

Формально французская сеть продуктовых у дома bi1 вышла на рынок страны в конце 2021 года. Первые магазины сети в Ташкенте открылись за пару дней до Нового года. Однако, активный рост компании начался именно в 2022 году.

Магазины сети входят в компанию Schiever, которая с 1996 года является партнером «Ашана».

В интервью Spot директор по продажам Schiever Uzbekistan Исмаэль Жермен говорил о планах по доведению количества магазинов к концу года до 40, инвестициях, а также о том, почему компания производит товары под собственными торговыми марками. Полную версию интервью можно почитать тут.

Broniboy

Российский сервис доставки товаров Broniboy запустился в Ташкенте в апреле. Тогда к платформе подключились свыше 50 партнёров. Сервис, как и в России, доставляет еду из ресторанов, товары из магазинов, аптек и цветочных лавок.

По словам представителей компании, сумма инвестиций составила $300 тыс.

В ближайшие несколько лет сервис планирует охватить на все крупные и средние города с населением от 50 тысяч человек.

Читайте по теме: Низкие комиссии и высокое доверие — ошибки сервисов доставки в Узбекистане

Wildberries

В феврале российский маркетплейс открыл в Ташкенте пункт выдачи, оборудованный примерочными кабинами. В конце 2021 года ритейлер получил домен wildberries.uz, до этого принадлежавший местному производителю компотов.

Доставку товаров осуществляет собственная логистическая служба компании. В Wildberries также призвали местных предпринимателей самостоятельно открывать пункты выдачи и получать доход до 3,5% с оборота.

Летом маркетплейс перешел на расчеты в сумах с продавцами и партнерами из Узбекистана.

Chery

Продажи Chery в Узбекистане стартовали в конце октября. Ранее китайский автопроизводитель подписал подписал соглашение о сотрудничестве с Roodell, который стал официальным дистрибьютером автомобилей в стране.

По этому же договору началась сборка трёх моделей Chery на заводе ADM Jizzakh — Tiggo 8 Pro Max, Tiggo 7 Pro и Arrizo 6 Pro. Партнеры намерены наладить в будущем выпуск электромобилей.

Accor

Международная гостиничная группа Accor готовит к открытию в Узбекистане минимум пять гостиниц. Среди них два отеля, которые открываются в сотрудничестве с Lumiere Hotel — Mercure, создаваемый в результате ребрендинга гостиницы Lumiere Hotel & SPA Tashkent и ibis, который расположится в шестиэтажной новостройке по улице Шота Руставели.

Также в планах открытие Mövenpick Samarkand на базе 4-звёздочного отеля Registan Plaza, Swissôtel Tashkent на базе гостиницы Miran International и Swissôtel Charvak, который расположится в Ташкентской области у Чарвакского водохранилища.

«Магнит»

Российский ритейлер «Магнит» в апреле открыл в Ташкенте первый магазин MCosmetic с товарами для здоровья и красоты — косметикой, парфюмерией, бытовой химией, гигиеническими средствами, товарами для дома и детей.

В конце ноября стало известно, что компания открыла в столице уже 10 магазинов и до конца года намерена довести количество торговых точек до 15.

В ассортимент магазина входят как российские и зарубежные, так и узбекистанские марки, а также собственные бренды «Магнит» — Stellary, Beauty Bomb, KuMiHo, Gardenica.

ATI.SU

Это одна из крупнейших онлайн-площадок в СНГ для размещения заявок на доставку грузов. В октябре она добавила доступ для узбекистанских грузоотправителей и перевозчиков, а также открыла в Ташкенте представительство.

Geointellect

Российский Центр пространственных исследований вышел на рынок страны в конце мая. Geointellect работал с такими российскими ритейлерами и девелоперами, как Leroy Merlin, X5 Group, Adidas, KFC, Lamoda, Ozon, Wildberries и др.

В Узбекистане компания участвовала, а разработке ситуационного центра при хокимияте Ташкента.

Читайте по теме: Геоаналитика: что это такое и как она помогает бизнесу выйти в прибыль

«Сыроварня»

Заведение российской сети открылось в Ташкенте по франшизе. Ресторан пополнил ряд заведений холдинга AB Group Алишера Акрамова. В интервью Spot ресторатор рассказал, что инициатором открытия франшизы был холдинг Family Garden Group. Идея возникла еще два года назад. И франшиза Аркадия Новикова (российский ресторатор, бизнесмен) в Ташкенте стала для них пятой.

Читайте по теме: «Важно создавать атмосферу не только для гостей, но и персонала» — Алишер Акрамов о ресторанном бизнесе

«Ориёнбанк»

Таджикистанский банк в августе открыл в Ташкенте представительство.

«Газпромбанка»

Представительство «Газпромбанка» получило аккредитацию в Узбекистане. Российский банк открыл в стране офис для установления и развития связей с местными госорганами, финансово-кредитными организациями и другими компаниями.

Кто еще может выйти на рынок страны

Intercitihotel

Международный гостиничный бренд готовится выйти на рынок Узбекистана. Открытие IntercityHotel Tashkent запланировано на первый квартал 2023 года. Гостиница на 122 номера с конференц-залом, бассейном, тренажёрным клубом и другими услугами расположится в Мирабадском районе столицы. В новом отеле будет создано 160 рабочих мест. Кроме того, строится гостиница в Бухаре.

Prow

Провайдер IT-услуг в сфере кибербезопасности и управления данными, базирующийся в ОАЭ, анонсировала расширение географии. Компания планирует запуск услуг в Узбекистане и Бахрейне.

Stars Coffee

После начала войны ряд международных компаний ушли с российского рынка, в том числе Starbucks. Новыми владельцеми сети кофеен стали рэпер Тимати и его партнер Антон Пинский.

На зарубежные рынки, в том числе Узбекистан, сеть кофеен планирует выходить через франшизы.

IThub

Российская сеть образования в сфере технологий решила ориентироваться на русскоязычную аудиторию за рубежом. Для развития бизнеса рассматриваются Узбекистан, Кыргызстан, Кипр, Израиль и Индонезия.

В компании рассматривают возможность перевода образовательного контента на узбекский язык.

PAGE Club

Сеть коворкингов из Санкт-Петербурга рассматривает возможности для выхода по франшизе в пять стран — Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Для коворкинг-центров ищут помещения от 600 кв. м. На фоне массовой релокации россиян компания отмечает спрос на аренду рабочего пространства в странах СНГ.

Kyongnam Bank

Южнокорейский банк BNK Kyongnam Bank намерен открыть в Узбекистане дочку, специализирующуюся на услугах цифрового банкинга.

Exeed

Китайский автомобильный бренд Exeed рассматривает возможности выхода на рынок Узбекистана в начале 2023 года. Сейчас компания ведёт переговоры по размещению своего будущего производственного цеха. Exeed, несмотря на статус «дочки» Chery, намерена развивать производство и дилерскую сеть отдельно от материнской компании.

«Эколь»

Дочерняя компания «Башкирской содовой компании» выпускает моющие и чистящие средства под известными локальными брендами, в том числе стиральные порошки «Зифа» и «Луч». Компания заявила о планах выхода на рынок Узбекистана.

Binance

Международная криптобиржа Binance открыла вакансию генерального менеджера в Узбекистане. На посту менеджер должен будет разрабатывать для нового рынка стратегии, планы действий и бизнес-модель. Также он будет руководить местной командой криптобиржи, обеспечивать достижение целевых показателей и управлять её маркетинговыми операциями.