Что изменилось в экономике и бизнесе в 2018 году, чему государству нужно поучиться у бизнеса, на какие сферы стоит обратить внимание — об этом и многом другом Spot рассказал предприниматель, сооснователь группы компаний HUMO Partners, председатель Ассоциации международного бизнеса и технологий (АМБиТ), председатель Общественного совета при хокимияте Ташкента Хикмат Абдурахманов.

Инновации и предпринимательство: ожидания и реальность

Отправной точкой серьезных перемен в Узбекистане для меня стало обращение президента к парламенту в декабре 2017 года. Глава государства, руководитель исполнительной власти обращался к народу через законодательную власть. Я обратил внимание, что на этой встрече были главы посольств, дипмиссий, международных организаций, а значит, это был и сигнал международному сообществу.

В рамках этого четырехчасового обращения президент обозначил, что пора менять отношение власти к бизнесу, вместо дойной коровы воспринимать бизнес как источник благополучия страны. Соответственно, было обозначено, что мешает тому чтобы это стало реальностью.

Вопросов много, начиная с внешней политики, безопасности, верховенства закона, чрезмерного вмешательства государства в экономику до процветающей теневой экономики, необходимости борьбы с коррупцией, неприкосновенности частной собственности, общей либерализации и демонополизации, пересмотра функций государства и качества их исполнения.

Я верю, что перемены начались, хотя процесс будет непростой, но мы станем свидетелями больших изменений в ближайшие 3−5 лет.

Что касается 2018 года: он был назван Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Посвящать год чему-то (если это не для галочки) в моем понимании означает, что этот вопрос будет на повестке всего года, в этом приоритетном вопросе будут не сиюминутные, а системные изменения.

Мы ожидали, что активное предпринимательство, малый и средний бизнес почувствуют, как в Узбекистане начнут происходить долгожданные перемены. И бизнесмен или бизнес-леди, неважно, локальные или иностранные, решая, куда лучше вложить ресурсы — за рубеж, под подушку, или же активно вкладывать здесь и сейчас — выберут последнее.

Они поймут, что в этой стране можно вкладываться «в длинную» (иначе никаких инноваций и технологичности бизнеса и быть не может), что здесь его/ее капитал никто не отберет, что, оплатив свои налоги, можно справедливо надеяться на равные условия игры, и только рынок определит, быть ему/ей «в дамках» или нет.

Мы говорим, что Узбекистан хочет быть инновационной страной. Но мы ожидали конкретных действий.

Да, было создано министерство инноваций, принят ряд других решений. Но, честно говоря, как предприниматель я ожидал, что:

  • у нас начнет появляться целая экосистема предпринимательства, в которую входят венчурные компании, бизнес-ангелы, площадки для зарождения и общения стартапов, инкубационные и акселерационные площадки;
  • будут проходить общереспубликанские, локальные и международные конкурсы на выявление лучших идей;
  • по всей стране начнут появляться частные университеты, бизнес-школы начнут формировать новый класс молодых людей, которые не боятся ошибаться и жаждут стать предпринимателями;
  • интернет станет быстрым и дешевым, и самое главное — доступным для всех, соответственно, полностью демонополизированным;
  • будут появляться коворкинг-центры (конечно же, частные) как триггер зарождения креативных сообществ по всей стране.

В чем тут роль государства:

  • создавать условия для открытой конкуренции во всех сферах, упрощать процедуры входа в бизнес, обеспечить прозрачный механизм приобретения земли, открытое участие в госзакупках;
  • расширять емкость рынка за счет сокращения госучастия в экономике и демонополизации;
  • дерегулировать рынок капитала, открыть его для иностранных игроков;
  • предоставлять качественные госуслуги бизнесу, либо вообще передать их самому бизнесу.

Всё остальное бизнес должен научиться делать сам. И те, кто стоит перед выбором: продолжать ждать лучших времен, уезжать в Россию, Казахстан или другие страны либо остаться и попробовать себя в качестве предпринимателя в своей стране, выбирали бы последнее, и мы увидели бы массовый наплыв соотечественников и иностранцев в Узбекистан.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Реформы года

Налоговая реформа — очень важный момент, на который мы должны обратить внимание, подводя итоги года. Неоднократно говорилось, что более 50% нашей экономики находится в тени. Невозможно измерить доходы населения, получить налоги с этих оборотов и инвестировать их в социальные сферы. Ведь есть дотационные направления — образование, здравоохранение, социально уязвимые слои населения и так далее.

С удовлетворением могу сказать, что механизм принятия решения и сами итоговые ставки дают нам шанс, что мы действительно начнем как страна выходить «в чистую». Налоговая реформа только начата, будет еще много корректировок. Конечно, должна поменяться культура отношения к налогам, мы должны осознавать свой гражданский долг. Я считаю, что государство сделало первый и очень важный шаг, обсуждая эти вопросы с населением и бизнесом.

Кто-то может сказать, что изменения были раскритикованы, в итоге государство не нашло оптимальный вариант. Но сам процесс обсуждения, даже когда в нем много критики, очень важен. Это хороший прецедент, в будущем государство должно также обширно обсуждать все фундаментальные вопросы, не боясь критики.

С первого января Узбекистан упраздняет или снижает много таможенных тарифов (если, конечно, что-то не изменилось). Это даст открытую конкуренцию с товарами из соседних государств. Мы увидели, что политика протекционизма и импортозамещения — это путь в никуда, потому что предприниматель не может жить и работать в изоляции и автаркии от рынка, он становится тепличным, не работает над собой. В XXI веке появилась возможность конкурировать даже через интернет. Я очень надеюсь, что следующий год принесет нам еще больше открытости.

К слову о конкуренции: в этом году приятно было видеть, что она все-таки побеждает. Президент и правительство поставили под сомнение государственные монополии. Но хочется, чтобы это происходило быстрее, ведь развитие бизнеса очень сильно зависит от количества монополий в стране.

В рамках тематической дискуссии в «Лаборатории бизнеса» представитель Госкомконкуренции отметил, что в Узбекистане около 100 направлений отраслей с большим присутствием монополий. Он также подчеркнул, что раньше этих направлений было 400, но, уходя от плановой экономики, мы не можем застрять где-то посередине.

Главная роль государства — создавать условия, а не быть игроком на рынке. В Узбекистане же порядка 80% экспорта осуществляют госкомпании, банковский сектор на 83% подконтролен государству, как заявил сам президент в послании этого года. Аналогичная картина и в ряде других отраслей: телеком, сельское хозяйство, добывающий сектор, воздушный транспорт, медиапространство и т. д.

Приятно видеть, что узбекские авиалинии передают аэропорты в независимое управление, объявлен вход зарубежных лоукостеров, то есть устраняются главные препоны в развитии туриндустрии. Я бы хотел, чтобы мы закрепили этот успех, и чтобы конкуренция стала главным фактором развития практически во всех сферах.

Важно также отметить приверженность государства к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Почему это важно? Потому что какой-нибудь Джонсон из Америки, Иванов из России, Ли из Китая должны знать, что в Узбекистане понятные условия игры. И эта понятность фиксируется правилами ВТО.

Есть ряд глобальных организаций, рейтингов, индексов и сводов правил. В прошлом году мы добились того, что Всемирный банк включил нас в топ-10 стран-реформаторов. Но в нынешнем году мы свои позиции в рейтингах не улучшили. Это означает, что у нас не всё проходит гладко. Я бы хотел, чтобы наша приверженность реформам подкреплялась улучшением наших рейтингов, и чтобы в 2019 году мы поставили перед собой цель следовать этим индикаторам.

В обращении к парламенту президент обозначил нашу готовность войти в 2019 году в Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), и это прекрасно.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

О чем говорили в уходящем году?

Говоря об актуальных событиях 2018 года, я вспоминаю темы «Лаборатории бизнеса», ведь мы старались затрагивать самые актуальные вызовы и приглашать экспертов, а также представителей регулятора, госведомства. Кстати, в 2019 хотелось бы увидеть их большую открытость и вовлеченность в обсуждении проблем своей отрасли с обществом.

Итак, приоритетными были следующие вопросы:

Есть такое модное слово — big data. Как-то я общался с представителем одной из индийских бизнес-ассоциаций, которая помогала получать своим членам данные о бюджетах, тендерах. То есть предприниматель, начиная бизнес, мог с помощью этой ассоциации/палаты получить информацию о госбюджете, выделенном на развитие той или иной территории. И он мог участвовать в освоении этих ресурсов там, где он живет и работает. Важно, чтобы и наши хокимияты областей предоставляли такие данные. В других странах это уже давно не инновация, а обязательство государства и муниципалитета — иметь открытый бюджет.

Другая актуальная тема — развитие туризма. Туристы, которые приезжают в Узбекистан, удивляются: «Почему вы прячете свою страну?». Многие слышали о Самарканде, Бухаре, но не всегда знают, что это часть Узбекистана, не знают, как сюда добраться, какие турпродукты существуют. Мы сделали правильный шаг, открыв Узбекистан с точки зрения визового режима, надеюсь, и дальше будем отменять и упрощать визовый режим для других стран. Это очень большой плюс для развития сервисной экономики.

Говоря об экономике, мы должны анализировать, из чего состоит наш ВВП. Там есть производственный сектор, государственные компании, сельскохозяйственный сектор, и есть сфера услуг. Сервисная экономика имеет большой потенциал и принесет немало пользы нашей стране.

Туризм, гостиницы, рестораны, новостные компании, креативные компании, фэшн — вот за чем будущее и конкурентное преимущество Узбекистана.

Грузия с населением менее 4 млн встречает ежегодно 6 млн туристов. Наши 33 млн встретили около 3 млн иностранных посетителей. Президент в своем обращении озвучил цель довести это количество к 2025 году до 7 млн, это отлично и очень амбициозно. Представляете, сколько это возможностей для регионов?

В этом году я и мои коллеги, предприниматели-единомышленники, побывали практически во всех областях Узбекистана, общались с молодежью под эгидой GEN (Global Entrepreneurship Network), страновым представителем которой я являюсь по Узбекистану. И мы видели, насколько регионы отстали от Ташкента с точки зрения деловой среды, интернета, развитости молодежи и населения в целом.

Нам даже представить невозможно, насколько привычные нам вещи отсутствуют в регионах: начиная от электричества, газа, чистой воды, заканчивая другими благами.

Эти проблемы необходимо решать незамедлительно, ведь Ташкент это далеко еще не весь Узбекистан, такая разница в доходах и развитии территорий не даст возможности построить здоровое и благополучное общество. Очень не хотелось бы видеть сценарий отдельных юго-восточных стран Азии у нас.

И нужно помнить, что сервисная экономика — наше будущее. Мы не сможем долго повышать производительность и доходность сельского хозяйства, производственного сектора. Маржинально мы сможем гораздо больше зарабатывать в сервисной сфере, так как именно в туризме у нас есть сравнительные преимущества и, говоря языком бизнеса, уникальное торговое предложение (УТП).

Каждый приехавший сюда турист — это авиабилет, номер в гостинице, оказанная ему местная транспортная услуга, это место в ресторане или кафе, это человек, покупающий сувениры, наш текстиль, развивающий местную торговлю.

Я считаю, если мы увеличим количество стран, которым объявим безвизовый режим, и позволим частному сектору с минимальным уровнем бюрократии заниматься бизнесом в этой сфере, страна реально сделает скачок вперед. А для этого наша молодежь должна в срочном порядке изучать иностранные языки, осваивать базовые навыки ИКТ, для этого и нужны частные образовательные платформы, которые подготовят нам конкурентоспособную молодежь.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В этом году мы говорили о развитии телеком-индустрии. С нашего телеком-рынка ушел еще один игрок — бренд Ucell. Это не очень хороший сигнал, как и монополия на рынке интернета, как и отсутствие прямого доступа к социальным сетям. О какой сервисной экономике и развитии туризма может идти речь, если вы элементарно не можете воспользоваться Facebook, YouTube без VPN?

По количеству прочитанных новостей и прочим критериям онлайн однозначно побеждает офлайн. В XXI веке интернет — это не просто роскошь, а фундаментальная потребность любого человека, независимо от того, где он находится, на работе или дома, в Ташкенте или где-нибудь в Сурхандарье.

Частный бизнес в системе здравоохранения был отдельной дискуссией уходящего года в ЛБ. Клиники, госзакупки, фармацевтическая, медицинская отрасль — открыто ли это направление для бизнеса? Мы уходили от плановой экономики, от советского прошлого именно потому, что государство — неэффективный менеджер. Значит, государство должно максимально освободить возможность для бизнеса, чтобы он развивал все сферы нашей жизни.

Фондовый рынок, рынок капитала и блокчейн. Узбекистану нужно развивать рынок ценных бумаг и создавать условия для инвесторов, создавать новый вокабуляр и понятийный аппарат в теме капитала. Всё, что знают наше государство и бизнес — это кредиты. Но современный рынок капитала — это не только и не столько кредиты, это высокорискованный венчурный капитал, акции, облигации, исламское, торговое финансирование, посевные инвестиции, IPO, в конце концов, и т. д.

Бизнесу для развития катастрофически не хватает денег. Если мы говорим о серьезном развитии экономики — это не несколько миллионов сумов, не пять-десять тысяч долларов. Это длинные деньги в размере сотен тысяч, миллионов долларов.

Без привлеченных финансов, особенно зарубежных, которые дешевле и длиннее по времени, мы не сможем построить нормальную экономику, использовать так называемое финансовое плечо, что является основой развития рыночной экономики.

Развитие талантливой молодежи и вузов. Здесь до сих пор очень монопольный рынок. У нас практически нет частных университетов, нет ясного регламента по их созданию. Особенно эта тема важна для регионов, ведь не каждый студент может приехать учиться в столицу. Онлайн-образование, дистанционное образование, в целом система образования проходит большую трансформацию по всему миру. И Узбекистан, к сожалению, не подключен к этому процессу.

В правительстве были кадровые перестановки, в частности, у нас сейчас замечательный министр народного образования, уверен, у него есть план развития школ, вовлечения частных игроков в систему образования. Надеюсь, и другие образовательные министерства имеют планы по кардинальным переменам. В целом считаю, что во всех образовательных направлениях (дошкольное, народное и высшее), помимо реформ государственных учебных заведений, надо делать ставку на частное образование по всему Узбекистану.

Необходимо развеять миф, что этот рынок непривлекателен финансово. Он привлекателен. По всему миру мы видим множество частных университетов, школ и детских садов во всех ценовых сегментах. Они создают конкуренцию государственным учебным заведениям, они вводят новшества, обмениваются опытом, решают бизнес и социальные задачи.

Образование — главный фактор того, сможет Узбекистан развиваться или нет. Главный навык, которым мы должны владеть — это умение переобучаться. А для этого те площадки, которые дают нам знания, тоже должны переобучаться. Они должны чувствовать конкуренцию.

Онлайн-коммерция — еще одно важное направление, которое активно обсуждалось в «Лаборатории бизнеса». В списке самых дорогих компаний мира первые пять мест — это технологические бизнесы, вторым идет в списке лидер онлайн-продаж, платформа Amazon.

Онлайн-коммерция начинает обгонять офлайн с каждым годом в развитых странах. Это означает, что наши местные онлайн-платформы тоже могут стать такими драйверами. Причем они могут работать не только на Узбекистан, но и выходить и на внешние рынки. Рынок Центральной Азии в два раза больше рынка Узбекистана по населению и гораздо больше с точки зрения покупательской способности. Я считаю, что онлайн-коммерция недооценивается в Узбекистане.

Государственно-частное партнерство. Есть те сферы, в которых государство хочет оставаться в качестве акционера. Пусть так, но операционное управление оно должно передавать бизнесу. Я видел много успешных примеров такого сотрудничества.

Например, Singapore Airlines считается лучшим в мире авиаперевозчиком. Но не все знают, что это до сих пор отчасти государственная компания. Государство является держателем золотой акции. Это значит, что государство принимает стратегические решения и имеет право вето, но не вмешивается в операционную деятельность компании.

И мы могли бы применять такую форму сотрудничества либо через выдачу золотой акции, либо через создание корпоративного управления с независимыми представителями в совете директоров. Это даст подотчетность, прозрачность, эффективность экономики.

И очень хотелось бы, чтобы государство поддерживало истории успеха. Есть преуспевающие бренды, за которыми стоят селфмейд-предприниматели, заявившие о себе за последние десять лет в стране, такие как korzinka.uz, Murad Buildings, MyTaxi, LeBazar, надеюсь, и HUMO Partners со всеми компаниями группы (GroundZero, China Leasing Group, Узбекско-китайский торговый дом, Western Production Technologies, «ТехноПлаза», IBT, Batiskaf Consulting, Meditech, АМБиТ, «Лаборатория бизнеса», GEN).

Эти компании становятся примерами для начинающих представителей малого и среднего бизнеса, и количество таких реальных историй успеха вдохновляет больше, чем количество изданных новых постановлений.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Государство и народ: нужно налаживать диалог

Медиапространство заполнилось мнениями. Но оказалось, что мыслящие люди в основном обитают в соцсетях. Они не доверяют телевидению, которое сильно дискредитировало себя за годы независимости и стало монополией на мнения.

Нация входит в тупик, когда она не может проговорить и обсудить свою проблему. Мы должны уметь и не бояться выражать свою точку зрения. И государство должно научиться нормально воспринимать критику, только так мы построим сильное правовое государство и демократическое гражданское общество.

Не может быть Facebook единственным каналом коммуникации народа с властью, при всех его преимуществах иногда он превращается в пустопорожнюю онлайн-говорильню, дискредитируя сам процесс диалога. Это тупиковый путь.

Надо создавать механизмы формального и регулярного общения: еженедельные дни открытых дверей, ежемесячные узкоспециализированные круглые, группы по интересам должны научиться объединяться и озвучивать свою позицию.

Возьмем Россию, Казахстан, Кыргызстан, Грузию, я уже не говорю о развитых странах Европы, Азии — везде есть ежегодные или ежемесячные форумы, на которых министры, премьер и даже президент лично общаются с предпринимателями, иностранные инвесторы поднимают фундаментальные темы, задают неудобные вопросы, госслужащие терпеливо на них отвечают, ведь только так можно создать силу притяжение и доверие к стране.

В России есть дискуссионный клуб «Валдай», Петербургский экономический форум, Российский инвестиционный форум, бизнес-форумы «Атланты», «Синергия», в Казахстане есть Astana Club, Астанинский экономический форум и др.

И я бы хотел, чтобы предприниматели Узбекистана объединились и создали что-то подобное. У нас есть площадка АМБиТ, но мы как будто функционируем в параллельной реальности. Я не вижу, что государство всерьез воспринимает такого рода инициативы.

Хотелось бы и у нас создать организацию типа Союза предпринимателей и экономистов Узбекистана, которая будет модератором экономических, деловых дискуссий, тогда мы не ограничимся дискуссиями в соцсетях.

Если журналисты, блоггеры, независимые эксперты и другие люди с активной жизненной позицией будут иметь возможность передавать эстафетную палочку обсуждения на такие авторитетные платформы, либо сами будут в них участвовать, их мнение будет воспринято государством совсем по-другому. От этого, конечно же, в первую очередь выиграет само государство, так как будет иметь возможность получать полярность мнений, разные точки зрения и в них чувствовать пульс общества по различным вопросам.

На основе Общественного совета при хокимияте мы планируем создать ежегодный гражданский форум. Я надеюсь, что в Ташкенте такие гражданские форумы станут нормой, а после — и для других регионов Узбекистана. Таких организаций должно быть много.

Мы делаем очень робкие шаги в сторону построения гражданского общества. И в 2019 году я хочу пожелать государству создать системные платформы для такого рода дискуссий.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Надежды на 2019-й

Государству нужно учиться у бизнеса принятию решений. Я считаю, что при всем желании провести реформы быстро чиновники загоняют себя в угол чрезмерной оперативной загруженностью, но не стратегической. Им надо определиться, чем они реально должны заниматься, в чем главные болевые точки, а всё остальное делегировать бизнесу и неправительственному сектору, то есть обществу. Тогда они смогут более качественно выполнять свои задачи.

В бизнесе руководитель должен формировать команду профессионалов, дать им видение, построить правильную мотивацию, создать условия для достижения этих целей, а остальное делегировать.

Чиновникам есть чему поучиться у бизнеса — приоритезации задач, целеполаганию, делегированию задач вниз по иерархии, выведению четких индикаторов эффективности, проектному управлению, умению обозначить суть проблемы через проведение стратегических сессий, но не через бесконечные собрания. Такие сессии помогли бы министерствам и ведомствам понять их миссии, главные цели и истинные функции.

Нужно строить планы на несколько лет вперед, на год и задавать вопросы: чего измеримого мы хотим достичь в этом году? Если ведомства научатся работать над собой, они станут более эффективными управленцами. Иначе получается, что они живут в своем мире, а бизнес — в своем, а это очень нездорово для экономики и развития.

В обращении президента в этом году, на котором я имел честь лично присутствовать, я услышал очень много из того, что активно обсуждает бизнес. Это радует и показывает, что власть понимает проблемы и поэтапно будет заниматься их решением. Надеюсь, бизнес и общество также будут вовлечены в решение этих задач.

И еще об ожиданиях: было бы хорошо, если бы мы получили право владения землей. Это сейчас норма для подавляющего большинства стран. Человек, владея землей, начнет о ней заботиться, будет всячески инвестировать в нее. Это из тех фундаментальных перемен, на которые мы еще ориентируемся.

В целом хотелось бы получить понимание, какие фундаментальные принципы станут программными и не будут меняться.

Меняется среда — меняется бизнес

В этом году наша группа компаний назвалась зонтичным брендом HUMO Partners. HUMO — это инициалы основателей бренда: Хикмат, Улугбек [Холматов], Музаффар [Касымов] and others (и другие).

Мы довольны нашими коммерческими показателями 2018 года, рынок действительно открывается. По всем направлениям нашей деятельности мы видим рост, и в 2019-м ориентируемся на дальнейший рост.

Пока мы ограничены покупательской способностью нашего населения, она составляет порядка $1500. Мы хотим, чтобы рост благосостояния населения позволял развиваться бизнесу, а мы, в свою очередь, продолжим вносить свою лепту своими товарами и услугами.

Я считаю, что предприниматели в целом должны научиться держать проактивную позицию, а не закрываться внутри своего маленького бизнеса.

В этом году мы, партнеры по бизнесу, два раза выезжали на длительные образовательные курсы для управленцев и собственников бизнеса за рубеж. В период трансформации мы должны научиться перестраивать свою бизнес-модель исходя из того, как меняется внешняя среда.

В 2017 году мы осознали одну вещь: если мы хотим быть конкурентоспособными, то в 2018 году должны сделать большой образовательный прорыв. Я очень надеюсь, что об этом думают и другие бизнесмены. Они должны понимать, что без новых знаний они не смогут быть актуальными, а работать по старинке не получится.

На 2019 год мы запланировали большую трансформацию: открытие новых филиалов, еще большее делегирование полномочий нашим топам, развитие новых направлений, объемный образовательный компонент для сотрудников, увеличение присутствия в регионах Узбекистана.

Желаю всем предпринимателям страны удачи и больших успехов в 2019 году.