В Узбекистане третий год реформ. За это время начать и вести бизнес в стране стало гораздо проще хотя бы потому, что облегчили работу с платежами, либерализовали законодательство, упростили международную торговлю, запустили налоговую реформу.

Вместе с тем, есть еще немало проблем — ставки по кредитам по-прежнему очень высоки, рынок капитала в зачаточном состоянии, биржевой рынок только-только начал открываться для всех, а Узбекистан, как и раньше, остается единственной страной в Центральной Азии, где нет PayPal.

Кризис кадров, власть монополий, непредсказуемые изменения в импортных ставках, которые мешают долгосрочному планированию, а также многое другое по-прежнему делает ведение бизнеса в Узбекистане очень непростым и рискованным занятием.

Несмотря на это, в стране появляются новые компании и новые герои. Мы рассказываем о них уже почти два года и собрали тут еще 50 лучших историй о предпринимателях Узбекистана. Это вторая часть, с первой можно ознакомиться здесь.


Как французский бизнесмен и узбекистанский дипломат вложили $1 млн в фабрику косметики в Ташкенте

Николас Ван Бек и Жавохир Нурметов в прошлом году запустили в Узбекистане производство французской косметики и уже через полгода начали экспортировать ее в соседние страны. Spot поговорил с ними о недоверии узбекистанцев к отечественным брендам, переменах в бизнес-среде страны и сложностях запуска.


Привести фармбизнес Узбекистана в онлайн: как стартап развивает приложение для поиска лекарств

Сооснователь онлайн-сервиса по поиску лекарств в аптеках Ильгиз Нургалимов рассказывает, почему аптекам неинтересен рост продаж, как мотивация провизоров помогла привлечь к сотрудничеству 300 аптек за пять месяцев и каковы перспективы фармацевтики онлайн.


Сладкий бизнес: как развиваются небольшие кондитерские в Ташкенте, когда растут цены на сырье в стране

Spot поговорил с владельцами кондитерских домашней и авторской выпечки о том, ощущают ли они конкуренцию с крупными промышленными производителями и кофейнями, как изменились объемы продаж и маржинальность за последние годы, как они остаются на плаву и планируют развивать бизнес.


Крафт-пакеты в Узбекистане: как заработать 1,5 млрд сумов за два года на производстве бумажной упаковки

Производство крафт-пакетов и другой бумажной упаковки — высокомаржинальный бизнес, но этот рынок в Узбекистане уже насыщен, считает управляющий директор Vita Pack Алишер Муслимов. О том, как компания увеличила объем продаж с 10 до 200 млн сумов в месяц, он рассказывает в интервью Spot.


Как Азиз Таштаев создал бренд Essi и теперь поставляет продукцию в 4000 точек по Ташкенту

Азиз Таштаев ушел из банковской сферы и взял валютный лизинг, чтобы начать молочное производство. По его словам, для запуска такого предприятия нужно не меньше $500 тысяч. Компания стала строить сотрудничество с небольшими розничными точками и теперь планирует открыть дилерский пункт в каждом регионе Узбекистана.


Бизнес на массе: как два брата зарабатывают на производстве спортивного питания в Узбекистане

Виталий Мардагалям и Илья Волков 10 лет импортировали спортивные добавки, а в 2013 году решились создать свой бренд. Вложив 50 млн сумов в сырье и оборудование, они начали строить сеть продаж, привлекли к продвижению титулованных атлетов, за год вышли на прибыль и теперь продают до 1 тонны продукции в месяц.


Набить цену: сколько стоит открыть тату-студию в Узбекистане и как сделать ее прибыльной

О состоянии тату-бизнеса в Узбекистане, обучении мастеров и стоимости запуска собственной тату-студии рассказывают основатель салона Pigmentarius Вероника Евдокимова и основатель студии «База 4169» Талгат Исабеков.


Step by Step: как потомственный обувщик превратил маленькую семейную мастерскую в крупный цех и теперь продает по 40 тыс. пар обуви в год

Из почти вековой династии обувщиков выросла компания, которая вышла на прибыль за пять лет и теперь поставляет мужскую и женскую обувь в десятки магазинов страны и планирует запустить производство сумок.


Сберечь деньги и планету: как можно заработать на зеленых инновациях в Узбекистане

О перспективном и почти пустующем в Узбекистане рынке зеленых технологий рассказывает Саида Юсупова, основательница консалтингового агенства Green Business Innovation.


Как Эдуард Ким продал квартиру в Ташкенте, чтобы построить бассейн, и получил $30 тысяч прибыли в первый же год

Эдуард Ким больше 10 лет работал в налоговых органах, а затем вложил все семейные сбережения в строительство бассейна Acapulco. Бизнес быстро вышел на прибыль и в первый год принес $30 тысяч. Чтобы пережить несезон, предприниматель дополнил комплекс рестораном, а теперь осваивает новую сферу — строит детский сад.


Зачем дизайнер-фрилансер открыл первую сникер-химчистку в Ташкенте и как собирается на этом зарабатывать

Рустам Хасанов проработал пять лет дизайнером-фрилансером, а затем вместе с двумя друзьями вложил $25 тыс. в открытие сникер-химчистки. Компания конкурирует с традиционными химчистками и сервисами по починке обуви, объединив два этих направления.


Сделать бизнес на мусоре: как работают и развиваются частные компании по вывозу отходов в Ташкенте

Spot поговорил с руководителями частных компаний по вывозу отходов о том, насколько прибылен этот бизнес, с какими проблемами они сталкиваются, как развиваются и как отразится на их работе внедрение раздельного сбора мусора.


Кирилл Альтман: как заработать на личном бренде в Узбекистане, сколько платят за пост в Facebook и что будет с Alter Ego

Кирилл Альтман, основатель и руководитель агентства графического дизайна Brandbox Branding и онлайн-магазина Days, рассказывает, как популярность в соцсетях помогает развивать бизнес, сколько стоят рекламные посты на страницах блогеров, и почему YouTube-проект Alter Ego не принес прибыли.


Дело тонкое: как Камола Алиева создала бренд женского белья в Узбекистане и почему это вызов

Основательница бренда женского нижнего белья Камола Алиева вложила $20 тысяч в запуск производства, а теперь планирует открыть сеть магазинов и превратить компанию в узбекистанский аналог Victoria’s Secret.


Платная медицина: как Нуриддин Нуритдинов начал с кредита в 300 млн сумов, а сейчас строит сеть клиник и планирует охватить весь Узбекистан

Нуриддин Нуритдинов взял 300 млн сумов в кредит, чтобы запустить свою лабораторию. Проект привлек внимание инвесторов и средства на расширение. Теперь это сеть многопрофильных клиник, которая, по планам, до 2030 года охватит все районы Ташкента и все области Узбекистана.


«Ильхом» как бизнес: может ли частный театр в Узбекистане приносить прибыль?

Театр Марка Вайля «Ильхом» начинался в 1976 году со студии на базе овощехранилища и вошел в число первых частных театров бывшего СССР. Сейчас это одна из достопримечательностей Ташкента. Рассказываем, как театр остается на плаву больше 40 лет и можно ли заработать на искусстве в Узбекистане.


«Огни Ташкента»: как тематический ресторан-трансформер решил зарабатывать на ностальгии

Фарход Ходжиев, основатель Truffo Group (ТРЦ Merkato, Fleshka, рестораны Marmaris, «Трюфель», «Огни Ташкента») рассказывает, от чего зависит окупаемость в ресторанном бизнесе и почему концепция — это основа основ.


Как Равшан Давлетьяров начал c дистрибьюции FMCG и построил в Узбекистане холдинг с годовым оборотом в 100 млрд сумов

Основатель Kolberg Group (Bellstore и другие проекты) Равшан Давлетьяров рассказывает, как из компании-импортера вырастил многопрофильный холдинг, с какими сложностями столкнулся как импортер и как производитель, почему в Узбекистане такие высокие цены на привозные товары, и для чего привлек 1,5 млн евро инвестиций из Канады.


Зачем латвийская компания вложила 1 млн евро в производство электрокартов в Чирчике

Латвийская De Fonte Group совместно с узбекистанскими партнерами начала производство электрокартов GIGkarts. Почему для запуска завода был выбран Узбекистан и как De Fonte Electric Car планирует полностью охватить рынки Европы, рассказывает генеральный директор Рустам Муминов.


Евгений Литянский, Aerosport Group: как монетизировать страсть к адреналину

Директор и соучредитель Aerosport Group Евгений Литянский о бизнесе на экстриме, перспективах воздушных видов спорта и о том, почему сборная Узбекистана не поехала на чемпионат мира по точности приземления.


Как хореограф создал бренд от кутюр в Узбекистане

Нариман Григорян ушел из шоу-балета «Тодес», вложил все средства в открытие шоурума и стал лучшим дизайнером вечерних нарядов по версии Vogue China.



Играть всерьез: как Рустам Акрамов в четвертый раз вложился в компьютерный клуб и зачем развивает киберспорт в Узбекистане

Выгодно ли открывать игровой клуб в Ташкенте, сколько нужно средств и как быстро окупятся вложения, рассказывают основатель Shock Рустам Акрамов и PR-менеджер Рустам Хазиахмедов.


Блистающий бизнес: как с $500 на старте Гульзода Маджидова открыла магазин украшений и запустила ювелирное производство

Гульзода Маджидова устала от офисной работы и ушла в ивент-сферу, позже запускала салон красоты для детей, а в 2016 году решила продавать американские ювелирные изделия в Ташкенте и уже через год начала выпускать украшения под брендом JeWell.


«Восточный сад»: как семья фермеров запустила консервный завод и теперь поставляет варенье и икру на рынки России и Узбекистана

Азизбек Арипов набирался опыта в сельском хозяйстве давно — его семья держит ФХ Baytqo’rg’on-Aripov-Xaitboy. В 2017 году молодой предприниматель возглавил запуск консервного завода семейной компании, который теперь выпускает 350 тысяч банок варенья и икры в год, в основном для экспорта в Россию.


Рыбное место: как начать в 90-е на Тезиковке, открыть аквариумный магазин и найти новую ЦА благодаря буму строительства

Руслан Галеев с детства увлекался разведением аквариумных рыбок, переняв интерес от отца, который продавал их на Тезиковке. Открыв первый магазин в 2007 году, Руслан за два года вывел его на прибыль, в 2015-м приобрел собственное помещение, а сегодня развивает онлайн-продажи и привлекает новых клиентов мастер-классами по аквариумистике.


Как Данил Исаков вложил $100 тысяч в завод эфирных масел и наладил экспорт в Европу

В 2007 году Данил Исаков запустил производство чистых эфирных масел из горных трав. Компания экспортирует продукцию в Европу и надеется занять свое место на мировом рынке, где, по словам предпринимателя, прочно обосновались более опытные представители отрасли.


Деньги на скидках: как казахстанец развивает купонный сервис в Узбекистане и почему верит в будущее этого рынка

Алмаз Сейдуманов переехал в Ташкент из Астаны, чтобы запустить скидочный проект Smarter. Его партнер Азамат Сейтбеков соосновал купонный сервис BeSmart в Казахстане еще в 2011 году, а затем вышел на рынки Кыргызстана, Азербайджана и Грузии. Компания планирует вложить $800 тысяч в развитие в Узбекистане и к 2020 году охватить всю страну.


Кто и как строит в Узбекистане бизнес на производстве авторского шоколада

Spot поговорил с руководителями мастерских крафтового шоколада в Ташкенте и узнал, насколько сложно работать на этом рынке, почему они выбрали эту нишу, как развивали свое дело и ощущают ли конкуренцию с промышленными производителями.


От станка времен СССР до своего цеха в Ташкенте: как Евгений Петров открыл бизнес в конце 90-х, а сейчас производит по 70 матрасов в день

Основатель Max Mattress Евгений Петров рассказывает, как за 20 лет изменился его бизнес и как приходилось адаптироваться к переменам рынка и потребительского спроса.


Как финансист и филолог создали монобренд пижам в Ташкенте, сделав ставку на веселые принты

Ната Егорова и Камила Тухтаева создали монобренд пижам с забавными принтами, вложив около $1000 на старте. Spot поговорил с ними о том, как они продвигали свой маленький бренд, на кого ориентирован продукт и почему они решили заказывать ткань только из Европы.


Микробизнес на микрозелени: как Евгения Баженова создала сити-ферму в Ташкенте

Идею выращивать микрозелень Евгения Баженова привезла из Таиланда. Предпринимательница купила стартовое оборудование за $400 и за полгода наладила поставки. На сегодня в развитие фермы вложено $10 тысяч, а прибыль она предположительно начнет приносить через год.


Бизнес на традициях: как производитель сумаляка вышел на прибыль за 10 дней, начав поставки перед Наврузом

Основатель бренда Bahor Sumalyak Нодирбек Алишеров рассказывает, как развивает семейный бизнес по производству традиционного узбекского лакомства.


Умное фермерство в Узбекистане: почему Мансур Рахимов начал выращивать саженцы и как планирует выйти на оборот в $1 млн

В 2017 году Мансур Рахимов открыл агрокомпанию совместно с бизнес-партнером из Турции. Предприниматели производят саженцы, строят интенсивные сады под ключ и планируют внедрять технологии Smart Farming в сельское хозяйство Узбекистана. Уже в этом году они намерены посадить 600 га садов и получить $500 тыс. прибыли.


Как два друга раскрутили бар Elvis, почему закрыли его и зачем теперь занялись продажей настольных игр

Бывшие владельцы контактного бара Elvis, которые развивали его шесть лет, рассказывают, почему они закрыли заведение и как решили открыть франшизный магазин настолок российской Hobby Games.


Почему самаркандский колбасный цех вывел замороженные ужины на рынок Ташкента и как собирается зарабатывать с маржой в 10−15%

Владелец двух колбасных цехов в Самарканде Бахтияр Мусинов рассказывает, зачем запустил бренд замороженных ужинов и почему решил продвигать новый продукт на рынке столицы.


Гостевой дом в Ташкенте: как построить бизнес на создании семейной атмосферы для туристов и сколько можно заработать в пик сезона

Основатель гостевого дома Nice Номан Икрамжанов пришел в туристический бизнес после того, как Узбекистан взял курс на активное развитие туризма. Для предпринимателя это совершенно новая сфера: до этого он работал в МИД, был менеджером управления в Coca-Cola, затем занимался строительством частного жилья.



В Musaffo рассказали, как НДС повлиял на цены и что вообще происходит на рынке молочной продукции Узбекистана

О том, насколько сильна конкуренция на рынке молочных продуктов, как на бизнес повлияло введение НДС и что теперь будет с ценами, специально для Spot рассказал директор ООО Milk House (торговая марка Musaffo) Мансур Юлдашев.


Научим тебя жарить: как Алишер Джуманиязов открыл школу кулинарного искусства и вывел ее на прибыль уже на второй месяц

Сооснователь кулинарной школы «Казан» рассказывает, как нашел нишу на стыке развлечения, общепита и образования и сделал проект, который приносит от 8 до 16 млн сумов чистой прибыли в месяц.


Идеальная пара: как продвигать тренд ярких носков в Узбекистане

Как начать бизнес, имея $500, поверить в идею, которая вызвала недоумение друзей, и продвигать продукт, придумывая онлайн-акции для блогеров, рассказывает соосновательница проекта 7DaySocks Диана Курбанова.


Вкусная история: как бизнес по доставке воды позволил запустить кулинарный проект в пустой нише

О том, как изменился рынок доставки бутилированной воды в Ташкенте, что происходит в нише здорового питания и почему лучшие бизнес-идеи приходят в путешествиях, Spot поговорил с Натальей Пулатовой — основателем производства воды «Кристальная» и проекта «Вкусная история».


Зачем Пётр Тен и Олим Уктамов начали выращивать помидоры и как это может изменить пицца-рынок в Узбекистане

Сооснователи Tomato Пётр Тен и Олим Уктамов решили делать соус для пиццы из самостоятельно выращенных помидоров. Это позволило снизить себестоимость пиццы на 9%. Теперь предприниматели хотят запустить производство соуса для сегментов B2B и B2C.


Деньги и «Квартира»: зачем два ресторатора открыли в Ташкенте интерьерный магазин на $30 000

Тамара Самадова и Алина Цимерман решили объединить в небольшом пространстве мебель, предметы интерьера, посуду, продукты питания и другие товары десятков брендов.


Что происходит с торрент-трекерами в Узнете: кто за ними стоит и можно ли здесь заработать

Alltor.me, популярный торрент-трекер в зоне Tas-IX, запустили два студента Леонид и Кирилл семь лет назад. Как существует ресурс сегодня, когда у узбекистанцев появился неограниченный доступ к зарубежным интернет-ресурсам, они рассказали специально для Spot.


История игрушек: как Нодир Абдусаматов вырастил из хобби бизнес на конструкторах из дерева

Нодир Абдусаматов год назад взял в кредит 300 млн сумов, чтобы запустить производство конструкторов и игрушек из дерева. С тех пор он построил сеть продаж, начал получать корпоративные заказы, открыл шоурум, а теперь планирует экспортировать и продавать онлайн.


Craft Food: зачем производить вяленые томаты в Узбекистане, или как начать бизнес, имея $600 на старте

Сооснователь Craft Food Михаил Петросов рассказал Spot о больших сложностях мелкого производителя, продвижении незнакомого продукта на пустующем рынке и растущей конкуренции с импортом.


Как Фатима Зиядиллаева взяла кредит, чтобы запустить производство обуви в Бухаре, и что пошло не так

Основательница двух производств в Бухаре Фатима Зиядиллаева рассказывает, с какими сложностями сталкивается в ведении бизнеса и почему считает, что женщины в бизнесе намного сильнее мужчин.


«Книжный мир»: как Юрий Ким 15 лет назад начал развивать рынок легальной книготорговли в Узбекистане и к чему это привело

Руководитель «Книжного мира» и «Китоб олами» Юрий Ким рассказал Spot, ощущает ли конкуренцию с электронными книгами и онлайн-магазинами, какие книги покупают чаще всего и как введение НДС влияет на книжный бизнес.


История Les Ailes: как Ахмад Мелибаев создал в Узбекистане новый формат фастфуда и что изменилось на рынке за пять лет

Основатель группы компаний Havoqand People (Les Ailes, Chopar, бургерная «Бро» и другие проекты) рассказывает Spot, как удалось расширить Les Ailes до сети из 15 филиалов, сколько стоит открыть точку на фудкорте и как быстро она окупится.


Creaté: как увлечение двух подруг хендмейд-блокнотами переросло в бизнес с оборотом $4000 в месяц

Пять лет назад две подруги купили ткань и бумагу на 150 тысяч сумов и вручную изготовили партию блокнотов. Им удалось привлечь 25 тысяч подписчиков в Instagram, развить бизнес до двух магазинов и увеличить объем продаж до 400 единиц в месяц.


Faktura.uz: как Тулкин Якубов закрыл E-pay и создал сервис, который отформатировал бизнес-рынок Узбекистана

В 2016 году Тулкин Якубов, запустивший на тот момент несколько успешных проектов, вернулся к своей давней идее — перевести рынок на электронный документооборот. Специально для Spot он рассказал, как удалось переубедить бухгалтеров доверять не только бумажным документам.